veronikanews (veronikanews) wrote,
veronikanews
veronikanews

Categories:

Как закалялась сталь. Мои университеты

Мое поступление в университет - это отдельная байка о том, какие удивительные пути приготовила для нас Вселенная.

wylBIKVcJO8

Подготовка

Началось все в маленьком провинциальном городе Смоленской области со звонким именем Гагарин в 1999 году. Именно тогда я всерьез задумалась о том, кем хочу стать в профессиональном плане и соответственно, куда поступать. На размышления ушел почти год (9-й класс). Выбор стоял между дизайном и журналистикой, я всерьез думала о колледже дизайна в Смоленске. Но потом, съездив в "Сокол" на областные сборы творческой молодежи, поняла, что не усижу у мольберта долго, нужны общение, движение и новая информация. Поэтому я осталась в школе заканчивать 11-й класс и готовиться к поступлению. Изначально целью было отделение журналистики на филологическом факультете Смоленского Педагогического института. Я даже пару раз съездила на курсы.

Но мой репетитор по русскому Александра Олеговна задала резонный вопрос: "И куда ты после Смоленского филфака? В газету "Рабочий путь"?" Именно она заронила в голову семена запретных и, казалось бы, совершенно недостижимых амбиций - МГУ. За пару лет до моего выпуска  у Александры Олеговны поступила ученица на жур.фак этой альма-матер.

И вот в середине 11-ого класса я резко меняю курс и нацеливаюсь на Москву, уже весной еду проходить Творческий конкурс (зачет/не зачет), живу "на абитуре" в ДАСе, знаменитом общежитии на Шаболовской.

Экзамены в МГУ можно было назвать простыми: сочинение и английский. Тогда ЕГЭ еще только начинали пробовать в разных регионах. Русским языком и литературой я занималась серьезно уже с 9-ого класса, даже принимала участие в областных олимпиадах, правда, без призовых мест. Были репетиторы, было огромное количество прочитанной литературы. В 11-ом классе за год я помимо всех остальных предметов и "защиты" золотой медали перечитала всю программу: от "Слова о Полку Игореве" до Довлатова и Бродского.

В тот год у меня получалось по 6 занятий с репетиторами в неделю и факультатив по основам Православной культуры (добровольный, мне было очень интересно копнуть глубже в ментальность дореволюционной России). А так по 2 занятия: русский, английский, история.

Насчет английского я уже как-то писала, что отношения с ним не складывались с самого начала. Хорошего репетитора удалось найти только к 11-ому классу, но за один год при всей остальной нагрузке нам с Дилей Халиловной удалось подтянуть только грамматику. Этого экзамена на вступительных я боялась больше всего.

На покорение столицы

Итак, наступило лето 2002 года. Позади остались выпускные экзамены. Желанная золотая медаль и аттестат "с отличием" были на руках. К старшим классам медаль стала не самоцелью, а средством, при помощи которого я надеялась облегчить себе поступление, поскольку ни связей, ни денег, тем более для МГУ у нас не было.

И вот в начале июля мы с мамой сели на электричку и отправились на покорение столицы:). В тот год лето было:), Москва изнывала от жары. На Моховой, в самом центре, где в первом здании Университета теперь располагается факультет журналистики, воздух дрожал и струился, поднимаясь от раскаленного асфальта.

Первая консультация и первый экзамен - сочинение. Накануне я изнасиловала свою интуицию, пытаясь угадать, что же будут за темы. Ночь прошла практически без сна, утром вскочила, и уже перед самым выходом что-то щелкнуло в голове: Пушкин, "Капитанская дочка". Мама, волнующаяся и переживающая, наверное, больше чем я:), налила в бутылку из под «Кока-Колы» крепкий кофе, положила с собой шоколадку, и мы поехали в университет. Если не ошибаюсь, это была аудитория 214, огромная, залитая солнечным светом из высоких окон. В ней больше 200 человек. 5 часов на экзамен. Дрожащие, шелестящие абитуриенты. Страшная жара и духота, т.к. закрыто все. Один раз за 5 часов можно выйти в туалет в сопровождении кого-то из приемной комиссии. Проверка на живучесть.

Объявили темы. Две - поэзия, а это значит, что нужно цитировать на память с авторской пунктуацией, и Бунин, которого я не очень любила. Пушкин был, но только "Медный всадник". Его-то я и взяла, понимая, что шансы не велики.

Кофе в бутылке стал теплым, шоколадка просто потекла по обертке. Сарафан, в котором я приехала на экзамен, давно прилип к телу. Голова от нервов, недосыпа и жары соображала плохо.

При этом наблюдала картину, как некоторые опаздывали на экзамен на час, а потом через пару часов сдавал работу. А в это время пара девочек в аудитории просто упали в обморок, еще одна осела на руки родителей, выйдя в коридор.

Я сдавала сочинение в конце 5-ого часа...

Потом пара дней ожидания оценок и консультация перед английским, где объявили совершенно другую форму экзамена, чем ту, к которой мы готовились. Половина аудитории (в основном приезжие) издали вздох-возглас, в котором были и возмущение, и страх, и все на свете. Другая часть абитуриентов восприняла новость спокойно, из чего я сделала вывод, что многие были предупреждены.

И вот пришло время оценок, в списках я увидела уничтожившие меня в тот момент "3/3". К такому я оказалась не готова. Сидела ревела в ожидании, когда можно будет пойти посмотреть работу. А рядом парень подошел к таксофону: "Преет, ба! Да, все ок. Сдал, 4/5". Сказать, что было обидно, ничего не сказать...

И вот я увидела свою работу, размеченную вдоль и поперек цветными карандашами. По-русскому сама налепила глупейших ошибок, поэтому все вопросы только к себе, но вот тройка по литературе зацепила за живое. Особенно абзац, помеченный синим, с комментарием "Мысль неверная". Подошла к преподавателю узнать, в чем же мысль неверная. Уже в годах, сухая с колючими глазами дама (интересно, их специально где-то дрессируют?) вылила на меня такой ушат помоев, пролистав сочинение, что я сидела, еле сдерживая рыдания. Напоследок она припечатала: "Удивляюсь, как Вам «два» не поставили". Больше я не стала терпеть и выскочила из аудитории.

На английский я все-таки пошла, мы писали сочинение на тему "За и против смертной казни":). Это вместо планировавшихся тестов по грамматике. Как ни странно, я получила свою уже привычную "три" (хотя здесь вообще ни на что не надеялась).

Этих троек было достаточно, чтобы поступить на платное, но 2000 долларов в год, плюс жизнь в Москве, оплата общежития - для моих родителей это были неподъемные деньги. И мы забрали документы.

Помню, как с мамой ехали домой на белорусском поезде, не захотели ждать электричку. В открытое окно задувал теплый ласковый ветер, пахло травами, стрекотали сверчки, и я вдруг поняла, что впервые увидела в тот год лето...

Вернулась растоптанной. За меня болело столько людей, а я не оправдала надежд, поддержки. На неделю просто свалилась с температурой. Оставалось идти работать, год готовиться и снова штурмовать МГУ.

И снова "Медный всадник"

То лето в принципе было переломным для нашей семьи. Буквально за месяц до моего поступления, родная сестра Еленка и ее муж Сережа с двумя сумками рванули в Петербург. Все произошло очень быстро и неожиданно. Весной они съездили в Северную столицу отдохнуть, там старинная знакомая сестры и бывшая коллега по "Сбербанку" предложила ей сходить на собеседование, мол, требуются специалисты. Еленка сходила. Они догуляли с Сережей отпуск и вернулись обратно. А потом сестре позвонили и сказали, что ее берут. Сколько было переживаний и метаний - это тема для отдельной заметки:), в итоге собрались и поехали. Такой шанс, возможно, выпадает раз в жизни.

К чему я вдруг так отклонилась от темы? К тому, что пока я переживала свою неудачу с МГУ, мама, ничего мне не говоря, позвонила сестре и попросила ее найти факультет журналистики в Питере. И Еленка нашла. На вечернее отделение жур.фака СПбГУ еще 2 дня принимали документы.

Я собралась за сутки, успела по новой за верить публикации в газете, упаковала книжки, документы, и отправилась в путь.

За окном поезда был уже август, шел третий месяц экзаменов:). Мне попался замечательный сосед по боковушке плацкарты - египтянин, который учился на медика в Питере. Приговорили практически всю ночь, тогда я впервые узнала о том, как живется иностранцам в России.

На Московском вокзале меня встретила сестра, мы заехали домой, чтобы оставить чемодан, умыться и выпить чаю. И сразу же отправились в приемную комиссию.

Наученная горьким опытом, я решила посмотреть еще и направление культурологии на философском факультете. Но оказалось, что правила университета запрещают подавать документы сразу на 2 факультета, плюс нас смутили обшарпанные стены здания и туманные перспективы работы по специальности.

И вот перед нами серое здание на 1-ой линии Васильевского острова, дом 26. Документы оказались в порядке, я была вписана в ведомость под счастливым номером 101. Напоследок я поинтересовалась у членов комиссии, где можно купить методички. На меня посмотрели, мягко говоря, удивленно, с учетом, что первый экзамен стоял уже на послезавтра.

В итоге на филологическом факультете добыла методички, "порадовалась" тому, что все экзамены отличаются по форме от МГУ кардинально. Но сил переживать уже не было. Творческий конкурс снова без проблем, а дальше началось самое удивительное:).

Фатальное везение

Я люблю говорить: "Насколько мне не везло в Москве, настолько везло в Питере". Здесь сочинение мы писали 4 часа, я пишу не быстро, поэтому переживала, что времени может не хватить. С темами повезло, увидев "Войну и мир" Толстого, (к этому времени я прочитала роман уже 2 раза), без всяких колебаний взяла его. Много чего хотелось сказать, но время неумолимо заканчивалось. Треть сочинения осталась на черновике, а с учетом, что уже тогда у меня был ужасный почерк, это могло стать фатальным. Последний абзац я и вовсе не успела проверить, сотрудник комиссии забрал у меня из рук листочки. Расстроенная я побрела к метро, там села на лавочку на пешеходной зоне, и, уставившись в точку, жевала заботливо выданную сестрой булочку.

Мимо проходили двое мужчин, вдруг один из них повернулся и подошел ко мне со словами: "Девушка, все у Вас будет хорошо". У меня из глаз предательски покатились слезы, огромной благодарности, прежде всего. Я не знаю, кто был этот мужчина, но я желаю ему и его близким крепкого здоровья и счастья. Эта поддержка из ниоткуда, от Вселенной, была мне очень в тот момент нужна.

Итак, до оценки и следующего экзамена было 4 дня. В моей картине мира расклад получался таким: если 5 - прохожу с медалью, если 3 - забираю документы и не мучаюсь, а четверки там предусмотрено не было.

Успокоившись, я решила воспользоваться случаем и поехала сначала в Петергоф, потом в Павловск, потом просто зачиталась на весь день интересной книжкой...

В день Х я отправилась смотреть оценки. Там красовалась 4. Со мной случилась истерика:). Потому что к устному английскому, который сдавали на следующий день, я не была готова вообще. Начнем с того, что нужно было иметь в запасе 15 "топиков", а я не то что их не выучила, у меня даже нечего было учить:).

Поддавшись на уговоры родных, что я все равно ничего не теряю, если пойду, утром соскребла себя с раскладного кресла, натянула экзаменационный пиджак и отправилась на казнь.

Задание первое: фрагмент художественного текста прочитать, перевести, пересказать. 20 мин на подготовку, можно пользоваться словарем. Гы-гы. Открываю по команде листочек - из знакомых слов только предлоги и артикли:) Я не умею листать словарь с такой скоростью))). 20 минут сквозь абсолютную панику пытаюсь хоть что-то понять, но время пролетает невероятно быстро, и вот уже переворачиваем листочки. Я жду, когда освободится один из экзаменаторов. Кажется, там вызывали по фамилии. В полуобморочном состоянии дикого стыда сажусь на стул перед преподавателем и думаю: 5 минут позора и я свободна.

Начинаем с злополучного текста. Сначала читаю абзац. Женщина, принимавшая у меня экзамен, смотрит внимательно и пропускает шаг с переводом: "Перескажите". Собрав последние силы, я выдаю: "Зис текст из эбаут ... (и дальше все имена собственные и знакомые слова, которые встретились в тексте)". Замолкаю. "А дальше?" - спрашивает преподаватель. Молчу. Она снова смотрит на меня и говорит, - "Топик". И чуть помедлив, глядя на темы, потом на меня... "Какой Вы хотите?" Не веря своим ушам, я начинаю выдавать те первые 5 предложений по теме "Май фейворит райте", которые продумала накануне (единственное, что было сделано для подготовки к экзамену, ведь все равно язык за ночь не выучить).

Как раз на пятом предложении она меня остановила и дала последнее задание на сложную конструкцию по грамматике, теперь уже с переводом с русского на английский. Конструкцию я составила верную, одного слова только в предложении не знала.

После этого преподаватель смотрит на меня и, протягивая экзаменационный лист, говорит: "Подпишите, что Вы согласны с оценкой. Вы же согласны с оценкой?"

Я опускаю глаза, ожидая увидеть заслуженную двойку, но на бумаге стоит 4!

В совершеннейшем шоке я поднимаю на экзаменатора глаза: "С-с-согласна... Спасибо!" Она чуть лукаво улыбается глазами: "Следующий".

Я до сих пор не знаю, что это было, но факт остается фактом. Ни связей, ни денег, ничего, что могло бы способствовать особому ко мне отношению, не было.

И вот подходит пора последнего экзамена - это история. Тут уж я не филонила, 3 дня штудировала учебники и конспекты. Важно отметить, что в Москве сдавать историю не требовалось, поэтому я на ней не фокусировалась. Плюс, в Петербурге своя историческая школа с особым взглядом на многие события. Поэтому я с головой ушла во вновь купленные правильные книги. Хотя, конечно, "Перед смертью не надышишься". Но я пыталась:).

Этот экзамен принимали по 2 преподавателя. Я вытянула билет и чуть не взвыла от первого вопроса. Это был он, один из самых каверзных, о которых предупреждали на консультации: " Взаимоотношения церкви и государства в 14-16 веках". Что вы можете сказать о взаимоотношениях церкви и государства в указанный период?))) Вот и я... вспомнила, что в 1380 году Сергий Радонежский благословил наше войско перед Куликовской битвой. Чем не взаимоотношения церкви и государства? С этого эпизода нашей славной истории и начался мой ответ. Конечно, были дополнительные вопросы от экзаменаторов, как-то мы нашли истину:). Второй вопрос о внешней и внутренней политике Павла I я рассказала без проблем. Судя по всему, за находчивость мне снова поставили 4:).

Следующие несколько дней в ожидании появления списков поступивших тянулись мучительно медленно. Это ужасное чувство, что больше уже ничего не можешь сделать и остается просто ждать. И мы дождались. В 2002 году 12 баллов стали проходными на «бюджет» вечернего отделения факультета журналистики СПбГУ. Я поступила:).

Про оценки и самооценки

Вся эта эпопея с поступлением здорово подорвала мою самооценку. Особенно московские тройки. Добавьте к этому синдром "девочки из провинции" и вы получите абсолютный трепет перед первой сессией. Поступление далось такой кровью, что "вылететь" было бы просто непростительной глупостью.

Но еще до сессии стали происходить удивительные вещи. По итогам теста по-английскому, проводимого на курсе для деления по группам, я каким-то чудом попала в среднюю, а не в самую слабую. По-русскому оказалась лучшей в группе, да и по остальным предметам все получалось не плохо. Сначала для реабилитации в своих же глазах, потом для работы "на зачетку" я сдавала на "отл." один экзамен за другим. Мне было искренне интересно учиться до 3-его курса, ведь я сама к этому стремилась. На 3-ем курсе случился кризис, но это уже другая история:). А пока я жила на раскладном кресле на кухне на Десантников и штудировала книжки одну за другой.

Вместо послесловия. Экзаменационный пиджак

Да, у меня был специальный экзаменационный пиджак, сшитый мастерицей тетей Галей из Гагарина, когда я еще училась в 11-ом классе. В этом пиджаке я сдавала выпускные экзамены, в нем ходила на вступительные в Питере и потом по уже сложившейся традиции приходила на все экзамены в университете. Он был у меня "счастливым". Можно считать совпадением, но единственная "хорошо" в зачетке появилась на летней сессии после 4-ого курса, когда я из-за жары сняла пиджак перед входом в аудиторию и потом не успела его надеть, когда мы зашли.

К 5-ому курсу мой верный "боевой" друг ощутимо поизносился, местами заблестел, местами скатался. Но, несмотря на это, на госы и защиту диплома я пошла именно в нем. Сейчас эта уже историческая реликвия лежит на дальней полке в шкафу, но выбросить или отдать рука не поднимается. Мало ли какие еще университеты впереди:).
Tags: Петербург, из жизни, личное, учитель
Subscribe

  • Пульсирующая. О женщине во мне

    Я ищу стабильности в любимых вещах и предметах. Мне так важно вить гнездо, и чтобы терка на кухне была именно моя, удобная, и чтобы турка медная.…

  • К 30-ти годам я начала разрешать себе думать

    Конечно, проблески думанья случались и раньше:). Но неосознанные. И только в этом году до меня дошло, что не всегда нужно бежать. Что-то делать.…

  • Большая уборка

    Прошедший 2015 год стал для меня годом многих открытий. В первую очередь открытий в себе. Тотальное замедление позволило не только многое…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Пульсирующая. О женщине во мне

    Я ищу стабильности в любимых вещах и предметах. Мне так важно вить гнездо, и чтобы терка на кухне была именно моя, удобная, и чтобы турка медная.…

  • К 30-ти годам я начала разрешать себе думать

    Конечно, проблески думанья случались и раньше:). Но неосознанные. И только в этом году до меня дошло, что не всегда нужно бежать. Что-то делать.…

  • Большая уборка

    Прошедший 2015 год стал для меня годом многих открытий. В первую очередь открытий в себе. Тотальное замедление позволило не только многое…